Из среднего производителя двигателей для самолетов BMW превратился в крупный мировой автоконцерн. Сейчас компания празднует 100-летний юбилей. Ключевые этапы истории BMW – в нашей фотогалерее.
1. Что же означает эмблема?
Бело-синяя эмблема на каждом BMW по сей день напоминает об истоках компании. Сто лет назад, 7 марта 1916 года, были основаны Баварские самолётостроительные заводы – Bayerische Flugzeugwerke. Впоследствии компания будет переименована в Bayerische Motorenwerke (BMW) – Баварский завод по производству двигателей. Символом компании остается пропеллер.
2. Мотоциклы
Осенью 1923 года компания выпускает первый мотоцикл – BMW R32. Успешная премьера на Берлинском автосалоне, блестящие показатели продаж мотоциклов и победы на мотогонках ярко свидетельствуют, что BMW может строить не только прекрасные двигатели для самолетов. До сих пор компания, строя мотоциклы, остается верной концепции двухцилиндрового оппозитного двигателя.
3. Первый автозавод
В 1928 году компания покупает автомобильный завод в городе Айзенах. BMW сначала продолжает лицензионное производство одного британского малолитражного автомобиля. Начиная с 1932 года, появляются собственные модели. К примеру, модель 303 с ее характерной решеткой радиатора.
4. Двигатели для военных самолетов
Первые годы работы компании были тесно связаны с военно-промышленным комплексом. И в годы Первой и Второй мировой войны BMW производит прежде всего двигатели для военных самолетов. В годы Второй мировой войны на заводах BMW были задействованы около 25 тыс. принудительных рабочих и узников концлагерей. Несколькими десятилетиями позже концерн признал свою ответственность за прошлое и выплатил компенсации.
5. «Барочный ангел»
По завершению войны 1945 года BMW потерял свой завод в восточногерманском Айзенахе. В Мюнхене, где раньше никогда не производили автомобили, компания постепенно налаживает производство мотоциклов, а затем и автомобилей. В 1952 году мир увидел BMW 501 – автомобиль класса «люкс», который из-за его причудливых формы прозвали «барочным ангелом».
6. В шаге от банкротства
Производство больших лимузинов столь затратно, что BMW испытывает около четырех тысяч евро убытков с каждого проданного авто. Мюнхенцы делают выводы и в 1955 году запускают производство малолитражки Isetta по итальянской лицензии. Но и этот шаг не смог исправить ситуацию: финансовый кризис компании обостряется.
7. Перезагрузка от Квандта
В 1959 году BMW находится в шаге от банкротства. Компанию хочет купить конкурент Daimler. В последний момент за санацию BMW берется промышленник Герберт Квандт. Это – начало истории успеха. Наследники Квандта – Штефан Квандт и Сузанне Клаттен (на фото вместе с их умершей в 2015 году матерью) вместе владеют 47% акций. В денежном эквиваленте это около 30 млрд евро.
8. Первый настоящий успех
В 1961 году компания наконец предлагает автомобилистам современный автомобиль среднего класса – BMW 1500. После некоторых трудностей на старте эта модель становится чрезвычайно успешной. Вскоре модельный ряд пополняется родственными 1600, 1800 и 2000. Закрепиться среди лидеров рынка удалось с выходом моделей «ноль-два» — 1602, 1802, 2002, 2002ti/tii.
9. Легендарная третья серия
Успешной в истории BMW является начатая 1975 году третья серия. Уже в 1981 году миллионный экземпляр сходит с конвейера. В 2012 году появилось уже шестое поколение этой серии, седьмое запланировано на 2018 год. Почти каждое четвертое авто, произведенное на заводах BMW, относится к третьей серии.
10. Штаб-квартира
В 1973 году BMW открывает в Мюнхене новую штаб-квартиру. До сих пор это здание является одним из символов столицы Баварии. В 1970-80-х годах концерн становится одним из мировых концернов динамично развивающихся. Сейчас баварцы уже имеют 25 заводов в 14 странах, на которых работают более ста тысяч рабочих.
11. Экспансия с трудностями
Чтобы закрепить экспансию, мюнхенцы в 1994 году покупают британскую Rover Group. Впрочем, в 2000 году BMW пришлось снова продать этот актив – с большими убытками. В составе баварского концерна остается только марка Mini, которая, начиная с 2001 года, отмечает успешный камбэк. С 2003 года под эгидой BMW выпускаются и элитные модели Rolls-Royce.
12. Лидер электроноваций
В области электромобилей BMW является одним из лидеров инноваций благодаря кузовам из карбона и удачной модели i3. Это – шанс для баварских электромобилей. В таких городах, как Осло, Пекин и Лондон, автомобилям с двигателями внутреннего сгорания ограничен въезд в центр. Зато в BMW могут возникнуть трудности со спросом после «дизельного» скандала с Volkswagen. Каждое третье авто BMW имеет дизельный двигатель.