Автолы
моторные масла, используемые для смазки автомобильных, тракторных, мотоциклетных двигателей с искровым зажиганием (карбюраторных). К ним относятся также специальные автомобильные масла с присадками.
Автостроп
грузозахватное приспособление.
Аккумулятор
(от лат. accumulator — собиратель), устройство для накопления энергии с целью ее последующего использования.
Акселератор
(от франц. accelerateur, от лат. accelerare — ускорять), регулятор количества горючей смеси, поступающей в цилиндры двигателя внутреннего сгорания. Предназначен для изменения скорости движения транспортной машины.
Алкидные
смолы, продукты взаимодействия многоосновных кислот, многоатомных спиртов и одноосновных высших жирных кислот. Применяются для изготовления лаков.
Амортизатор
(от франц. amortir — ослаблять, смягчать), устройство для смягчения ударов в машинах (в автомобиле, самолете и др.) и сооружениях, для защиты от сотрясений и ударных нагрузок. В амортизаторе используют пружины, торсионы, резиновые элементы, а также жидкости и газы.
Антидетонатор
присадка к моторному топливу, повышающая его октановое число и способствующая бездетонационному сгоранию топлива в цилиндрах карбюраторного двигателя.
Антикоррозийное покрытие
покрытие, защищающее металлы и сплавы от коррозии.
Антикрыло
одно из приспособлений, обеспечивающих гоночному болиду аэродинамические характеристики.
База
колесных транспортных средств, расстояние между передней и задней осями 2-осного автомобиля, трактора, прицепа или между передней осью и центром 2-осной тележки 3-осного автомобиля.
Балансировка
уравновешивание механизмов.
Бампер
(англ. bumper), энергопоглощающее устройство автомобиля (на случай легкого удара) в виде бруса, расположенного спереди (часто и сзади); разновидность буфера.
Бесступенчатая передача
механизм для плавного изменения частоты вращения ведомого вала в транспортных машинах, станках, приборах. Бывают механические (в т. ч. фрикционные), электрические и гидравлические. Механические бесступенчатые передачи называются также вариаторами.
Вариатор
то же, что бесступенчатая передача.
Вулканизация
(от лат. Vulcan — бог огня), технологический процесс резинового производства, при котором каучук превращается в резину.
Габарит
(автомобиля) (франц. gabarit), его предельные внешние очертания.
Габаритная мощность двигателя
отношение мощности, развиваемой двигателем, к занимаемому им объему. Единица измерения — кВт/м3 (л.с./м3).
Генератор
(от лат. generator — производитель), устройство, аппарат или машина, производящие какие-либо продукты (напр. ледогенератор, газогенератор), вырабатывающие электрическую энергию (напр. генератор электромашинный и т. п.) или преобразующий один вид энергии в другой.
Главная передача
зубчатый механизм трансмиссии автомобилей и других самоходных машин. Бывают одно- и двухступенчатыми.
Глушитель
устройство для снижения шума двигателей внутреннего сгорания.
Граунд-эффект
(от англ. ground — земля, почва), улучшает аэродинамику гоночного болида. Эффект достигается с помощью определенной формы, днища болида, за счет которой создается дополнительная сила, прижимающая его к земле.
Двухтактный двигатель внутреннего сгорания
двигатель, в котором рабочий процесс осуществляется за 2 хода поршня (2 такта), т. е. за оборот коленчатого вала. Двухтактные дизели отличаются высокой надежностью (быстроходные автомобильные дизели с прямоточной продувкой).
Детонация
(от лат. detonare — прогреметь) (в двигателях внутреннего сгорания), быстрый, приближающийся к взрыву процесс горения топливной смеси в цилиндре карбюраторного двигателя, сопровождающийся неустойчивой работой (металлический стук в цилиндре), износом и разрушением деталей.
Дифференциал
(от лат. differentia — разность), дифференциальный механизм в приводе ведущих колес автомобиля, трактора и др. транспортных средств. Обеспечивает вращение ведущих колес машины с разными относительными скоростями при прохождении кривых участков пути.
Дорожный просвет
(клиренс), расстояние от уровня земли до наиболее низко расположенного элемента конструкции автомобиля (кроме колес).
Жиклер
(франц. gicleur), калиброванное отверстие в детали, дозирующее расход жидкости и газа. В карбюраторе обеспечивает подачу топлива в смесительную камеру для приготовления рабочей смеси, поступающей в цилиндры двигателя.
Заглушка
деталь, герметически закрывающая внутренние полости конструкций.
Карбюратор
(франц. carburateur), прибор для приготовления горючей смеси из легкого жидкого топлива (бензина, керосина и др.) и воздуха для питания двигателя внутреннего сгорания с внешним смесеобразованием.
Карданная передача
состоит из карданного вала и карданных шарниров.
Карданный механизм
(по имени итальянского математика Кардано, Cardano), кардан, служит для передачи вращения между валами, оси которых лежат на одной прямой и имеют относительное перемещение.
Картер
(англ. carter), неподвижная деталь машин или механизмов (двигателя, редуктора и др.) обычно коробчатого сечения для опоры рабочих деталей и защиты их от загрязнений. Нижняя часть картера (поддон) — резервуар для смазочного масла.
Колея
расстояние между колесами каждой оси транспортного средства. Характеризует его устойчивость (против бокового опрокидывания) при определенной высоте центра тяжести. Бывает разной у передней и задней осей.
Компрессия
(от лат. compressio — сжатие), сжатие газа (пара) под действием внешних сил для уменьшения его объема, повышения давления и температуры. Осуществляется, напр., в компрессорах, двигателях внутреннего сгорания.
Компрессор
(от лат. compressio — сжатие), машина для сжатия воздуха до избыточного давления не ниже 0,2 МПа (2 кгс/см2).
Купе
(франц. coupe), закрытый кузов легкового автомобиля с одним или двумя рядами сидений и двумя дверьми.
Лонжерон
(франц. longeron, от longer — идти вдоль), основной силовой элемент конструкции многих инженерных сооружений (самолетов, автомобилей, вагонов, мостов, кораблей и др.), располагающийся по длине конструкции.
Маховик
(маховое колесо), колесо с массивным ободом, устанавливаемое на валу двигателя (машины). Используется в качестве инерционного аккумулятора механической энергии, для уменьшения неравномерности вращения валов компрессоров, насосов и т. п.
Ползун
(крейцкопф), деталь кривошипно-ползунного механизма, совершающая возвратно-поступательное движение по неподвижным направляющим.
Радиатор
(от лат. radio — излучаю), устройство в двигателях внутреннего сгорания для снижения температуры охлаждающей жидкости или масла, циркулирующих по системе каналов (трубок). Охлаждение осуществляется за счет излучения тепла с внешних стенок радиатора и теплообмена с окружающей средой.
Развал колес
наклон управляемых колес автомобиля наружу на угол до 2° от вертикали для компенсации отклонения колес внутрь при устранении зазоров во втулках шкворней и подшипниках ступиц. Развал колес облегчает их поворот и разгружает внешние подшипники колес.
Раздаточная коробка
агрегат для распределения крутящего момента от двигателя на несколько приводных механизмов. Напр., в автомобилях повышенной проходимости распределяет крутящий момент между ведущими мостами.
Редуктор
(от лат. reductor, отводящий назад, приводящий обратно), зубчатая, иногда червячная или гидравлическая передача, предназначенная для изменения угловых скоростей и моментов вращения.
Сапун
(дыхательный клапан, суфлер), клапан для удаления газов из картера поршневого двигателя внутреннего сгорания. Снабжен уловителем масла и противопыльным фильтром.
Сжатия степень
отношение полного объема цилиндра двигателя внутреннего сгорания к объему камеры сгорания. Степень сжатия дизелей 12-20, карбюраторных двигателей 5-10. Повышение степени сжатия (до определенного предела) увеличивает КПД двигателя.
Стартер
(англ. starter), устройство, которое служит для пуска двигателя внутреннего сгорания. Стартеры могут быть электрическими, пневматическими и механическими.
Трансмиссия
(от лат. transmissio — передача, переход), у автомобилей вся совокупность передач.
ФИА
(FIA), международная автомобильная федерация. Определяет правила гонок, календарь соревнований и прочие условия, поддерживающие порядок; в ее обязанности входит штрафование нарушителей (даже за превышение скорости).
Форсунка
устройство для распыления жидкого топлива, поступающего в топку котельного, печного агрегата или в камеру двигателя внутреннего сгорания.